На сегодняшний день довольно успешным способом коррекции поведения детей с аутизмом (РАС) является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Суть метода заключается в пошаговом изменении привычной ребенку модели поведения. АВА-терапия основана на способности человека довольно успешно усваивать информацию через повторения и многократную тренировку.
Как это происходит?
Специалист просит ребенка выполнить простое действие. Например, поднять вверх руку. Тут же дает ему подсказку – берет руку ребенка и поднимает её вверх. И обязательно вознаграждает малыша за совместное правильное действие. Далее специалист просит ребенка повторить то же самое действие, но уже без подсказки. В определенный момент малыш начинает соотносить просьбу с действием, понимать, что от него требуется, и раз за разом выполняет просьбу без помощи терапевта.
С каждым новым этапом упражнения немного усложняются. Например, повторить серию движений: поднять руку, хлопнуть в ладоши и т.д. Затем вводятся привычные бытовые задачи: дай, возьми, открой дверь. Ребенок тренируется в различных условиях и разных группах коммуникации. На завершающем этапе терапии он все быстрее и быстрее осваивает новые для него стимулы.
АBA-терапист в коррекционном центре работают с эмоциональным откликом ребенка: если ему нравится определенное действие и его последствия, он будет стремиться повторить его снова.
АВА-терапия дает возможность социализировать ребенка и последовательно его развивать. Очень часто методика АВА-терапии способствует освоению речи за счет того, что у ребенка возникает включенность в познавательную деятельность и общение с окружающими людьми. После прохождения курса, когда у ребенка выстраиваются навыки базовой социализации, к занятиям подключается логопед-дефектолог, который развивает диалоговую речь.